Web-портал представляет собой крупный сайт, сформированный вокруг поисковых систем и каталогов. Предоставляет разнообразные услуги и сервисы, функционирующие в пределах одного ресурса, рассчитан для привлечения максимального количества посетителей. Понятие «портал» в архитектуре означает «главный вход». Подразумевается, что он является отправной точкой для своей аудитории и может быть стартовой страницей в браузере.
Уникальный контент, новостная информация из различных источников, большое количество ссылок-указателей на партнерские web-сайты и другие составляющие подаются унифицировано. Помимо навигации и стандартных поисковых функций, порталы включают такие сервисы, как чаты, форумы, опросы, служба для пересылки сообщений и пр. Таким образом, постоянно возрастающий и обновляющийся поток посетителей позволит избежать ненужных затрат на продвижение и рекламу.
Система «web-портал», разработанная в конце 90-ых годов, стала новым словом в IT-технологиях. В результате широкого распространения интернет-браузеров, многие компании начали создавать свои сайты, для получения процента от перспективного интернет-рынка. Одним из первых web-порталов той эпохи был Yahoo!, который сохранил популярность и в наши дни.
Классификация и характеристики
«Портал» с позиции маркетинга – это дорогой, крупный и сложный сайт. Принято считать, что бюджет web-портала должен значительно превосходить бюджет «простых сайтов». По специализации различают:
- Общедоступные (горизонтальные) порталы, которые ориентированы на разноплановую, обширную аудиторию. Они обладают большим сходством с классическими СМИ и содержат контент на любой вкус – актуальные новости, политика, культурные мероприятия музыка, юмор и т.д. В качестве примера можно назвать Rambler, AltaVista, Excite, WebCrawler, Yahoo! и Lycos;
- Узкоспециализированные или «вертикальные» порталы, предназначаются для предпринимательства и рынка услуг, нацелены на определенный круг пользователей. Это могут быть ресурсы для контактов с импортерами и приобретения товаров, сайты, принадлежащие туристическим, риэлторским или рекламным агентствам;
- Правительственные порталы используются для освещения деятельности органов власти отдельно взятой страны, городских или региональных. На сайте обязательно присутствует информационно-новостная колонка и предусмотрены функции обратной связи с общественностью;
- Информационно-тематические, научные и персональные порталы специализируются в зависимости от выбранного направления;
- Корпоративные порталы разработаны в рамках определенной компании, предприятия или общественной организации для штатных сотрудников, партнеров и потребителей. Доступ к приложениям разного рода и корпоративной информации открыт для всех зарегистрированных пользователей и обеспечивает постоянный удаленный доступ.
В типичном корпоративном портале условно выделяют три функциональных слоя: базовая инфраструктура, интеграция приложений и слой интерфейсов. Поисковая оптимизация в этом формате не обязательна.
В последние годы средства для разработки порталов от ведущих производителей стали самыми распространенными на рынке программного обеспечения. Порталы превратились в своего рода мост, соединяющий внутренние и внешние бизнес-процессы, формирующий новые связи между производителями, партнерами и потенциальными клиентами. Большое значение в функциях порталов имеет поддержка мобильных устройств, которая открывает возможность круглосуточного доступа пользователей к предоставленным сервисам.